Ударим эмуляцией по капитализму!

— А это что фигня?!
— ДОС 5.0!
— Нет, не похож!
— А что ты хотел?!
— Да, чтобы ДОС был…

(из разговора двух DOWNGRADEROV по телефону)

Бывает, что людям не везёт в жизни. Стоит у них, скажем, какой-то дряхлый ATHLON 2600, каких ни будь 1024 мегабайт оперативной памяти, 180 гигабайт жёсткий диск и видеокарточка на 128 mb. Ну, это же не компьютер, а сплошная скука! В старые игры то не поиграешь. А ведь с ними и только с ними связаны светлые воспоминания юности, именно они были первыми программами для большинства нынешних пользователей и именно они так сказались на моей слабой психике.
Поэтому в этот раз речь пойдёт обо всех, не доигравших в ДОС игры системных администраторах серверов под LINUX, покрывшихся плесенью дизайнерах разных web – студий и простых неравнодушных читателях, которые зачем-то портят свои глаза, читая этот материал в маршрутном такси.
Итак! Благодаря одному замечательному ФДД’овщику – Алексею Власову создателю сайта
http://hw.fdd5-25.net я познакомился с одной великолепной программой, под кратким и нечем не примечательным названием DOSBOX. Это эмулятор, стыдно писать, операционной системы ДОС. Ну, вот судите сами, ZX видел, ATARI видел, КОРВЕТ видел, APPLE 2 видел, редакцию видел, а эмулятора ДОСа не видел.
Так что же он из себя представляет?! Хм! Сразу так и не скажешь. Сравнивать не с чем. Но всё же попытаюсь. DOSBOX эмулирует компьютер на базе CPU INTEL 486-25 mhz (SB, MOUSE, NET, MODEM, SPEAKER) и операционную систему MS-DOS 5.0. Эмуляция происходит в среде WINDOWS, LINUX (
http://dosbox.sourceforge.net) и требует хорошего компьютера. Не потому что это программа такая привередливая, просто Оси такие.
Эмулятор предназначен исключительно для запуска старых игр, которые в силу объективных причин не могут работать под WINDOWS 2000 или XP.
Конечно, сама работа DOSBOX не всегда впечатляет. Если говорить откровенно и объективно. Всё дело в том, что она заточена специально для игр.
Вот если бы туда WINDOWS 3.1 поставить, крутилась постоянно мысль в голове. Но пробовал не ставиться, совсем ничего не ставиться! В конце концов это же не VIRTUAL PC. Только вот бессмертный NORTON COMMANDER смог заработать. Оттуда – то я и узнал, что эмулируемый процессор всего 23 mhz.
Отдельно следует написать про баги. Версия программы под номером 6.1 работает в OPEN GL и при этом умудряется не понимать половину видеокарточек на которых её программу тестировали. Да, и на мой взгляд, идея глупая. Представьте PAC MAN 1981 года в OPEN GL! Это же маразм 3DFX for EGA. Поэтому настоятельно рекомендую скачать версию 6.0 у нас на сайте:
http://www.fdd5-25.net/emu/. Маленькое замечание. В связи с тем, что участились случаи прямых ссылок на наши архивы с других сайтов, мы заблокировали данную возможность. Теперь если при прямой ссылке на что-то у вас выскакивает надпись 403, то знайте нужно зайти на www.fdd5-25.net, выбрать нужный раздел и слить файл с него. Поэтому приношу извинения за предоставленные неудобства.

Теперь, что же касается конкретной работы в DOSBOX. Кому будет удобно печатать в консоли всякие команды, чтобы загрузить игру?! Давайте вместо command.com запустим NC2.0. Как? Создаём *.bat файл. Ну, например dosbox.bat, затем в нём пишем следующие: “dosbox.exe -c mount C:\DOSBOX\NC\nc.exe”. Кто не понял смысла вышеописанного, поясняю.

DOSBOX.EXE – файл программы.
–C MOUNT задаёт виртуальный диск программе.
C:\DOSBOX\NC\nc.exe – запускает Norton Commander (
http://www.fdd5-25.net/shell/).

В папке NC можно создать каталог GAMES, куда валом следует записывать игры. Например, DUKE NUKEM. Хотя, доложу я вам, впечатление от писка колонок, которые эмулируют динамик самые неприятные. Что нельзя было сделать работу через обычный PC SPEAKER? Ведь он то родимый во всех компьютерах есть.
Ну, а теперь попробуйте представить себе другое: вы сидите с каким-нибудь CELERON-D, в каком-нибудь крутом офисе за спиной у своего начальника, фаната IT индустрии, тихо загружаете игрушку, молча, кромсаете уродов! Вдруг, крик: “Ёлки-палки уже 21:28. Что-то я засиделся за работой. Нужно срочно сворачиваться и бежать домой. Опять жена скажет, что преферанс всю ночь играл!”.
Ещё одна программа, о которой пойдёт речь, называется EMULATOR 3000. Помните в далёкие времена, когда не было у нас денег на крутые бор машины, типа IBM 286, сидели мы на бытовых машинах класса ZX и жизни радовались. Потом пришла эпоха ПК. Никуда не денешься, пришлось писать эмуляторы любимых машин. Ну вот, прошло ещё немного времени, и к нам пришёл 21 век, а вместе с ним эмулятор – эмуляторов! Программа EMULATOR 3000 эмулирует сразу 29 разных бытовых ПК.

Рекомендуемые системные требования:
Процессор: Pentium II 233 МГц и выше;
Память: 32 Мб и больше;
Видео: Любой 16/24/32 битный видеорежим, любой видео акселератор;
ОС: Windows 95, Windows 95 OSR2, Windows 98, Windows 98SE, Windows ME, Windows NT, Windows 2000, Windows XP.

Хочется сразу отметить некоторые компьютеры. Например, COMMANDORE. Первый компьютер семейства — COMMODORE PET (Personal Electronic Translator) появился в 1977 году и стал, по существу, первым в мире массовым персональным компьютером. Все машины этого семейства можно разбить на две линии: линию конторских машин и линию домашних игровых компьютеров.
Отличительные черты первой линии: 80-столбцовый экран, дисководы емкостью более 1 мегабайта, СВМ (Commodore Business Mashine) Бэйсик версия 4.0. Ко второй относятся COMMODORE VIC-20/64/16/116. COMMODORE +4/128 занимают промежуточное положение.
В 1979-1988 годах было продано около 14 млн. шт. COMMODORE VIC-20/64/128 (из них более 7 млн. COMMODORE 64). «Сердцем» компьютеров этого семейства являются микропроцессоры 6502, 6510, 7501, 8502. Все они полностью совместимы между собой по
стандартной системе команд, а различия между ними связаны лишь с разным назначением некоторых их сигнальных линий. Для некоторых компьютеров семейства COMMODORE PET существует возможность использования дополнительного микропроцессора (на некоторые поздние модели конторской линии встраивается MOTOROLA 6809, в COMMODORE 128 встроен Z80, для COMMODORE 64 существуют картриджи с Z80) и
акселераторов (в частности, для модели COMMODORE 64 существует приставка, увеличивающая его быстродействие в 4 раза).
Для COMMODORE VIC-20/64 стандартным является односторонний 35-дорожечный 5.25 дюйма дисковод COMMODORE 1541 емкостью 170.75КВ, для COMMODORE 16/116/+4 — дисководы COMMODORE 1541/1551 (отличается от COMMODORE 1541 только способом подключения и большим быстродействием), для COMMODORE 128 — дисководы 5.25 дюйма двусторонний 1571 емкостью 341.5КВ и односторонний 1570 емкостью 170.75KБ, которые могут работать в режиме эмуляции COMMODORE 1541
и в этом режиме подключатся к другим компьютерам семейства. Для этих машин, кроме того, существует двусторонний 80-дорожечный 3.5 дюйма дисковод COMMODORE 1581 емкостью 808КВ. Формат дискет дисковода 1541 физически несовместим с форматом IBM и поэтому перенос данных между компьютерами COMMODORE VIC-20/64/16/116/+4 и
IBM с помощью дискет проблематичен.
Все компьютеры семейства COMMODORE PET имеют идентичную таблицу вызовов системных функций и поэтому программы, использующие только стандартные средства доступа к ресурсам системы, могут выполняться на любой машине семейства, но таких программ практически нет.

БК-0010
С начала семидесятых на Западе большую популярность получили мини-ЭВМ фирмы DEC PDP-11. Через некоторое время их аналоги (серия СМ ЭВМ) появились и у нас. Однако, если на Западе на смену PDP-11 пришли более мощные SUPERMINI типа VAX, то у нас произошел процесс персонализации СМ ЭВМ (у «них» этот процесс тоже имел место, но в конкурентной борьбе это направление не захватило сколько-нибудь заметную
нишу в мире вычислительной техники). Появились микроЭВМ серий «Электроника-60», ДВК (Диалоговый Вычислительный Комплекс), БК (Бытовой Компьютер). Причем под совместимостью в данном случае подразумевается, прежде всего, совместимость команд центральных процессоров этих машин. Все сказанное для БК означает то, что с ростом аппаратных возможностей «БК» (подключение дисководов, расширение памяти и др.) все большее количество серьезных программ с более мощных машин можно будет адаптировать для использования на нем самом. БК продавались с 1984 года, а рост возможностей был малозаметен. Конечно, если не считать перехода со странной пленочной клавиатуры, где клавиши сами собой могли поменяться местами при случайном смещении пленки, к нормальной. БК0010 может непосредственно работать с бытовым кассетным магнитофоном, как с ВЗУ, и со стандартным CENTRONICS-принтером. БК0010 имеет выход RGB и монохромного низкочастотного видеосигналов.

Технические характеристики:
БК0010.01
МИКРОПРОЦЕССОР: К1801ВМ1
ПАМЯТЬ: 32 кб
ПЗУ КБ: 48 кб
КЛАВИАТУРА: 74
ЗВУК каналов: 1

Советские радиолюбительские компьютеры
Первая публикация, описывающая процесс сборки персонального компьютера, появилась в журнале «Радио» еще в 1980 году (компьютер «Микро-80»). В 1986 году журнал продолжил эту тему, дав подробные указания по сборке и наладке компьютера «Радио-86РК». По данным журнала на 1993 год радиолюбителями страны были собраны сотни тысяч таких машин. С 1990 года «Радио» начал публиковать материалы по новому компьютеру «Орион-128». Надо отметить, что практически все дешевые отечественные
микрокомпьютеры на базе микропроцессора КР580ВМ80А создавались с ориентацией на «Радио-86РК» и в той или иной мере совместимы с ним.
Это касается как машин производимых в заводских условиях (например, «Микроши»), так и радиолюбительских конструкций (например, «Ириши-Л» и, конечно, «Ориона-128»). Все рассматриваемые компьютеры работают с бытовым кассетным магнитофоном и подключаются к монохромному монитору, использующему в качестве входного низкочастотный видеосигнал. «Микрошу» можно непосредственно подключить к телевизору, а «Иришу-Л» и «Орион-128» к RGBI монитору.
Единственное “НО” о котором хочется упомянуть при работе с эмулятором 3000 это не 100% эмуляция машин. Максимальный бал, который выставляет автор программы это 80% для компьютера Специалист МХ. Но я думаю, что всё ещё впереди. Сайт программы
http://www.emulator3000.com. Остаётся теперь уповать только на то, что когда-нибудь выйдет достойный эмулятор 286-го IBM, чтобы у людей была возможность играть в старые, добрые игры без глюков. Удачного DOWNGRADE!
При создании статьи были использованы материалы Лидовского В.В 1993 год

 

(r) www.fdd5-25.net Форма обратной связи.